Можно ли научить детей в начальной школе читать и писать, не исправляя ошибок у начинающих писателей?
В разных странах дети идут в школу в разном возрасте, и соответственно школьная система может быть устроена совершенно по-разному. В Великобритании, скажем, дети идут в школу в 4 года, а в США – в 5 лет, но там первые классы больше похожи на наши детские сады с небольшим количеством занятий, без домашних заданий и тп.
Во многих странах дети в начальной школе пишут преимущественно карандашом. Более того, их ошибки в каллиграфии и орфографии не исправляют, но учителя всеми способами провоцируют детей много читать и много сочинять своих текстов. В каждой школе лежит большая стопка простых тоненьких книжек, в которых тексты очень простые, буквально 1-2 строчки на страницу, и книжки есть на любой вкус – про котят, про пони, про динозавров и про транспорт… Учителя всячески поощряют обсуждение книг, обмен книгами, читают вслух… Через некоторое время дети начинают куда увереннее читать, а многие слова уже лучше узнают в лицо – и после этого начинают куда более грамотно писать сами.
В первый год дети пишут совсем-чуть-чуть, пишут – как слышат, но пишут регулярно: про свою любимую игрушку, про одноклассника, у которого день рождения, про то, как приготовить бутерброд или яичницу. Потом пишут уже более длинные тексты, про эксперимент, про свой дом, про любимую книжку. Так постепенно дети привыкают смело писать свои собственные тексты – на разные темы.
В нашей стране принято сразу исправлять детям все ошибки, причём смешивать в одну кучу некрасивый почерк, зеркальные буквы, пропущенные буквы, орфографические ошибки, неточности оформления. В итоге многие дети у нас боятся писать что-то своё, как на уроках родного языка, так и на уроках иностранных языков. Пишут максимально простыми шаблонными фразами, лишь бы написать без ошибок. Только у редких и очень талантливых учителей дети не боятся письменно выражать свои мысли.
Можно ли исправить как-то эту ситуацию, научить детей письменной речи?
Мне кажется, что важно помнить несколько моментов:
- когда человек придумывает и сочиняет что-то своё, ему часто сложно одновременно следить и за грамотностью, и за оформлением
- когда человек пишет, и его мысль обгоняет руку, он может пропускать слова и буквы, забывать о пробелах
- если вы хотите, чтобы ребёнок придумывал – и видел при этом грамотный текст того, что он сочинил, то попросите его вам диктовать – и пишите печатными буквами, чтобы ему было проще перечитывать
В старших классах уже чаще разделяют отметку за содержание сочинения – и отметку за орфографию, но в началке этого, к сожалению, обычно не делают…
Чем больше вы с детьми сочиняете – устно и письменно, чем больше играете в разные словесные игры, чем больше читаете, тем больше шансов, что он будет писать грамотно. Но вот первые его письма и записки наверняка будут не очень грамотными – как первые слова малыша.
Когда ребёнок учится ходить и делает первые шаги на нетвёрдых ногах, держась за стул или за игрушку, все ликуют.
Когда говорит “кать-кать” – вместо “качели”, “катя” вместо “каша”, все радуются, но повторяют правильно.
А когда он пишет сам на том же уровне, родители вдруг бросаются всё исправлять, а ребёнок обижается – и перестаёт сам писать…
Вот моя дочь в 5 лет сочиняла самодельные книжки: рисовала картинки и писала к ним текст.
Про гусеницу и лист – картинки плохо сфотографированы, но можно разглядеть: слова уже не очень слипаются, часть букв зеркальные, но это не мешает понимать текст.
Ну да, “чирипаха пила таматный сок” – вы ведь поняли, о чем это?
“поехали ани в нюёрк на поезьде” – тоже хорошо ведь и всё понятно!
И там же книжка про слониху, слонёнка и слона – в ней слова ещё разделены вертикальными чёрточками (у меня так многие ученики в 5-6 лет пишут), и так было в некоторых берестяных грамотах…
А начинается всё обычно с подписей к своим картинкам
А потом уже появляются более длинные тексты, и даже самодельные книжки.
Многие взрослые волнуются, что после того, как ребёнку не исправляли ошибки на письме, он привыкнет писать неграмотно.
Наш опыт показывает, что это не так. (Галка давно уже пишет грамотно, и более того, учится лингвистике, много читает и пишет, и даже стала победителем Всероссийской Олимпиады по русскому языку)
Вы можете играть в самые разные словесные игры, сочинять тексты вместе, читать вслух – и у ребёнка будет много примеров грамотно написанных слов перед глазами.
А вот так мы писали самодельные книжки с детьми в летнем лагере под Бостоном.
Кому-то требуется много помощи и поддержки, кто-то берёт и сам пишет, но процесс увлекает всех!
А ещё можно писать друг другу серии записок – и искать клады, или играть в почту
Можно писать письма и открытки – или играть в клуб картонных путешественников.
Во всех этих играх мы провоцируем детей писать что-то своё, сочинять свои тексты – пусть не всегда грамотно, зато самостоятельно!
Недавно мы давали нашим ученикам 5-6 лет задание: списывать слова с определённым слогом. Так вот некоторые дети, которые умеют читать, списывают хуже )
В смысле, он ищет слова со слогом “ро”, нашёл, прочитал, понял, что это слово “Ворона” и сам себе его диктует – получается ВАРОНА, а у кого-то тем же способом получается “носорок” и “варешка”.
Некоторым детям нравится сочинять свои истории – и диктовать их маме.
Кто-то решает сам записать знакомое стихотворение или песенку.
А кто-то перелистывает книжку-разрезалку, и выписывает оттуда самое смешное.
Или можно придумывать смешные фразы, пользуясь карточками от игры “тройная чепуха”
Кто-то предпочитает писать письма друзьям, или составлять списки для похода в магазин, или список подарков на день рождения…
Если мы хвалим и любуемся, то дети пишут ещё.
А если сразу начинаем поправлять, и рассказывать, что это слово пишут совсем не так, то ребёнок перестаёт сочинять – во избежание ошибок…
Если вам очень хочется поправить, то можете сказать так: “Взрослые это слово обычно пишут иначе. Хочешь, я покажу тебе, как оно пишется?”
Но вы должны быть готовы к тому, что ребёнок пока не хочет писать как взрослый!
И это не страшно!