Многие родители хотят научить ребёнка читать и считать до школы, стараясь таким образом облегчить школьные годы малыша.
Иногда получается легко и быстро, а иногда ребёнок начинает прятаться под стол при виде “Азбуки” и мрачнеть от вида цифр и букв.
Некоторые родители умеют вовремя остановиться и отложить на время то занятие, которое пока “не идёт”.
А некоторые, вдохновляясь успехами соседского Ванечки или своего же старшего ребёнка, продолжают настаивать. В итоге ребёнок чувствует, что он не соответствует ожиданиям родителей. Они всем видом показывают, что “хорошие дети умеют читать”, и этот стресс от несоответствия ожиданий не помогает ребёнку учиться, а наоборот парализует его.
Взрослым, вообще-то, тоже нравится учиться тому, что получается, и нравится быть успешными, и видеть свой прогресс. А решать сплошь очень сложные задачи не все любят.
Когда мы хотим помочь своему малышу уверенно чувствовать себя в школе, мы зачастую делаем упор на разных учебных навыках. Но часто так бывает, что дети ещё до школы успевают ощутить на себе выученную беспомощность. Не все ранние занятия одинаково полезны. И некоторые дети привыкают считать, что математика – это искусство телепатии, и вся школьная учёба – это умение угадывать правильный ответ по лицу учителя.
Есть дети, которым нравятся буковки, и они их с удовольствием называют и показывают. Но знание букв не всегда помогает быстро начать читать.
Есть дети, которым сложно запомнить, где какая буква, и при этом они вполне могут читать и писать знакомые слова.
Все дети очень разные!
Но основная черта дошкольников, про которую хорошо бы помнить родителям – дети намного лучше учатся в игре!
И чем смешнее игра, чем веселее игровой процесс, тем больше это нравится большинству детей.
Можно идти и на ходу сочинять истории типа “к счастью” и “к сожалению”. (или “это хорошо” – “это плохо”)
Помните, в детстве была такая игра?
“Однажды я летел на самолёте.
Это хорошо.
Но самолёт сломался.
Это плохо.
К счастью, у меня был парашют.
Это хорошо.
К сожалению, он не раскрылся.
Это плохо.
К счастью, внизу был стог сена.
Это хорошо.” – ну и так далее, до бесконечности, выдумываем подробности, чередуя хорошие и плохие варианты развития событий.
А ещё можно придумывать смешные обзывалки – мы так с шестилетками недавно играли на занятии.
– Ах, ты (неподходящий цвет или свойство) (овощ или фрукт)!
Ах ты, синий банан!
Ах ты, розовый огурец!
Ах ты, мохнатый помидор!
Весело и не обидно.
Ещё можно брать книжки-разрезалки, и выбирать самую смешную фразу. Детям, которые только начинают читать, и могут сами прочитать одно-два слова, такие книжки помогают научиться узнавать хоть какие-то слова в лицо. А ещё это книжки, которые можно читать и хохотать, даже если ребёнок уже неплохо читает, но сам редко берёт в руки книжку.
Можно брать какую-нибудь букву из игры “зверобуквы” или магнитной азбуки “где ёж” – и придумывать как можно больше слов, начинающихся с этой буквы.
А можно придумывать свои правила к разным играм. Мы, например, любим сочинять смешные истории по карточкам от игры “читай-хватай“