Смысл игрового обучения — показать ребёнку, что учиться интересно

Меня часто спрашивают учителя и родители о том, как заниматься с детьми математикой.
После вебинара в феврале 2018 года, который я проводила для журнала “Семейное образование”, они попросили меня дать дополнительно интервью.

Ниже мои ответы на вопросы по игровому обучению (также прочитать интервью можно на сайте “Семейного образования”).
А наши книги и игры можно будет купить на фестивале «Я живу — я учусь», который пройдёт
с 31 мая по 2 июня в отеле Шератон Шереметьево.


Как определить, когда учебная нагрузка ребёнку «по возрасту» и можно предлагать что-то более сложное

Первое, что нужно от ребёнка в любых занятиях — умение следовать не своим, а чьим-то правилам. Обычно это умение формируется после трёх лет. До этого ребёнок играет по своим правилам. Мы ему говорим: «Наклей на большое дерево красные листики, а на маленькое жёлтые». А он хочет и красные, и жёлтые, и туда, и сюда, и зелёненькие ещё. И это нормально.

После трёх лет ребёнок, как правило, готов следовать инструкциям и выдерживать какой-то орнамент. Если это есть, можем давать более сложные игровые задачи. Выполнил одну простую инструкцию, получилось — молодец, двигаемся к следующей. А если пока не готов, занимаемся чем-то другим, например, играем в подвижные игры с правилами.

Чтобы сформировать этот ключевой навык, можно предлагать разные игры: «А давай сейчас мы летаем как птички, а потом прыгаем как лягушки, а сейчас идём тихо-тихо как мышки». Сначала мы это умение следовать правилам формируем в подвижных и ролевых играх, а потом уже учим числам, буквам и прочим знаковым системам.

Почему лучше ждать, пока ребёнок освоит навык и не торопить его

Основная наша задача в том, чтобы ребёнок учился постепенно и чувствовал себя успешным. Если попробовали что-то делать и получается, пробуем более сложное задание. Бывает так, что ребёнок осваивает новый навык щелчком: позавчера ещё не удавалось, а сегодня уже умеет. Для этого и предлагаем разные задачи периодически, чтобы не упустить момент. Не получается пока — не страшно, — вернулись на ступеньку ниже.

У меня есть книга «Математика вприпрыжку», в ней разделы игр для детей 4, 5 и 6 лет. Если вы только начинаете играть и ребёнку, скажем 6 лет, можете начать с игр для четырёхлеток и посмотреть, что получается. Если всё удаётся — пробуем следующий уровень. Если нет, продолжаем осваивать эту ступеньку. Очень часто бывает такая ситуация: родители берут тетрадь, там написано «на 4 года». Они с четырёхлетним ребенком всё сделали. Берут тетрадку на 5–6 лет, потом на 6–7. Ребёнок, правда, половину не понимает, но родители ему подсказывают, что и где красить. А потом приходят ко мне и сообщают гордо «Мы все ваши пособия прошли!» Пользы от такого перепрыгивания через ступеньки нет. Прошли-то они, конечно, прошли, но вот что из этого ребёнок сам понял, а что сделал под диктовку — сложно понять.

До какого возраста лучше использовать игровое обучение и зачем оно нужно

До 10 лет точно можно использовать игровые моменты в обучении. Дальше процентное соотношение игровых заданий и неигровых меняется. Но, опять же, любые настольные игры предлагаем только тогда, когда ребёнок уже готов следовать правилам.

Не нужно сводить занятия математикой только к работе по тетрадкам. Переводите те же самые задания во что-то, что дети могут потрогать руками: в кубики, мозаику, счётные  палочки. Смысл игрового обучения в том, чтобы у ребёнка сформировалось впечатление: учиться интересно, он может сам решать задачи, и у него получается. Никаких других задач мы не ставим. Ребёнок сам себе ставить цель, если хочет.

Почему детям бывает скучно учиться

Скучно учиться бывает у педагога, который повторяет одно и то же, не увлекаясь сам. У хорошего педагога, даже если в его классе 30 человек, и одни дети более слабые, другие сильные, есть задания для каждого. Я же знаю как педагог, что вот эти дети бегло читают, я не буду от них требовать читать по слогам «мама мыла раму». Я им дам что-то другое, повеселее. Так что всё зависит от взрослого. Но есть ещё одна тонкость. Очень часто дети говорят, что им скучно, когда им сложно. Если у ребенка нет ресурса понять, если все остальные как-то получают ответы, а он не знает, как это сделать и чем пользоваться, тогда он говорит «мне скучно». Не потому, что слишком легко, а, наоборот, потому что слишком сложно. В этом случае надо возвращаться к пропущенным этапам и пробовать заполнять пробелы.

Бывают ли хорошие и плохие образовательные игры

Игра может быть очень хорошей, но кому-то она подходит, а кому-то нет. Это зависит от семьи, от родителей, от ребёнка. Бывают дети, которые любят игры на внимание и на скорость. Бывают люди совершенно несоревновательные, им не нравятся игры на скорость. Тогда мы убираем много хороших, работающих игр просто потому, что конкретный ребёнок не готов играть на скорость. Или модифицируем правила игры: сначала играем медленно, а когда ребёнок уже точно знает правила, возвращаемся к первоначальным правилам и пробуем играть на скорость.

Восприятие ребёнком игры зависит от взрослых

Очень важно, как мы, взрослые, себя ведём и как реагируем на ситуации в игре. Ребёнок этому тоже учится. Если родители старательно обыгрывают семилетнего ребёнка в настольную игру, и он после этого говорит: «Я не люблю настольные игры», кто это сформировал? Взрослые. Это не ребёнок не любит настольные игры, а взрослый почему-то решил самоутвердиться за счёт ребёнка. Если родители смогут остановиться, проанализировать ситуацию и поменять отношение — всё будет хорошо. Можно дать ребёнку фору, можно как-то усложнить задания — в зависимости от возраста игроков, можно просто не подсчитывать в конце игры, кто выиграл, не обязательно поддаваться.

С кем интереснее и труднее всего работать

Это очень сложный вопрос. Я очень люблю и двухлеток, и шестилеток. Но с двухлетками я играю вместе с родителями. Это в какой-то мере занятие для родителей. Но вообще в каждом возрасте мне нравится что-то своё.

А самая сложная аудитория — педагоги. Очень часто они уже настроены, что они знают «как надо». У них уже сформировано представление, что на пальцах считать вредно, что знак больше смотрит к окошку, ну или что-нибудь ещё такое же прекрасное, свои шаблоны. Их гораздо труднее бывает «раскачать». Если родители на семинарах реагируют живо на разные игры, то педагоги зачастую — инертная группа. Хотя, конечно, бывают и исключения. Я обычно даю им в руки что-нибудь повертеть, потрогать, кубики поскладывать, мозаику, счётные палочки — и после этого педагоги просыпаются, включаются в семинар, начинают сами учиться. А ещё они обнаруживают, что даже картинка из 5 счётных палочек — это не так уж просто.

Как детей мотивировать браться за сложные задачи

В этом деле важнее всего постепенность и успешность. Если мы предлагаем ребёнку сразу слишком сложную задачу, у него не вышло, а мы не обращаем внимание и  идём дальше — всё, у ребёнка начинает формироваться выученная беспомощность. Ребёнок теряет уверенность в своих силах: «Эти задачи я не люблю». В любом возрасте с любым материалом начинаем с заведомо более простой задачи, чем надо. Всем нам, когда мы учимся, нужен разгон. Получилось — усложняем. И подчёркиваем: «Смотри, ты этого не умел, ты в первый раз это делаешь, а у тебя получается». Когда это пятая, десятая удавшаяся задача и уже после неё мы предлагаем сложную, то даже если она не получилась, нет стресса и ощущения «Я никуда не гожусь». Потому что девять задач решил, а вот десятая почему-то не получилась. Но зато одиннадцатая получилась. Это уже другой расклад сил.

Повторение — мать учения или мать заикания?

Столбики одинаковых примеров в школе — надёжный способ привить ненависть к предмету и вызвать тошноту, а не научиться решать новое. Повторение — мать заикания. Вот ребенок выучил и наизусть говорит: «Пять плюс пять равно десять». А потом я его спрашиваю: «Смотри, сколько пальцев я загнула?» Он отвечает: «Ты поверни руки, я не вижу, сколько ты загнула». Он знает, сколько пальцев у него на руке и вроде бы знает сложение/вычитание. Мог бы сообразить. Но не происходит переноса. Он привык, что сообщают заранее: вот это будет задача на сложение, вот это на вычитание. Это особенности школьного цехового обучения. Ребёнок учится быстро действовать по алгоритму. Это тоже ценный навык. Но при этом редко формируют умение выбирать, когда применить этот алгоритм, когда не этот, а когда вообще не по алгоритму надо действовать. Школа формирует много шаблонов. Это не хорошо и не плохо. Это такая реальность, и её надо тоже учитывать.

Можно ли развить математический склад ума, или это врождённая особенность?

Какая-то часть математических способностей явно врождённая, какая-то развивается в умных разговорах с умными людьми и в практике.

Вообще математика очень большая. В школе затрагивают малую её часть. Сначала занимаются долго только арифметикой, причем так, что ребёнок успевает соскучиться. Есть много красивых арифметических задачек, но их не дают. И пощупать ничего не дают, поэтому детям становится скучно. Бывает, что дают много текстовых задач, когда ребёнок ещё плохо читает. А потом говорят, что у него нет способностей к математике. Но у него нет способности анализировать текст. Поэтому сложно сказать однозначно, что врождённое, что приобретённое.

Нужно ли развивать специально математические способности и как их обнаружить

Пушкина надо было учить писать стихи? Наверное, нет. Ярко выраженные гении пробьются через любой асфальт. Кто-то будет замурован школьным образованием. Какой ребёнок конкретно у вас, трудно угадать.

Вот в начальной школе мы проводим олимпиаду. Родителям очень трудно бывает в этот момент не подсказывать. Явно видна разница у тех, кто писал олимпиаду в школе, и тех, кто писал дома с родителями. Дома все дети в первом классе решают нашу онлайн-олимпиаду «Заврики» на все 100 процентов, потому что многим всё продиктовали родители. К четвёртому классу ситуация выравнивается, потому что родители уже не справляются с математикой сами и не могут подсказать правильно. Но в итоге сложно понять, какой навык у детей сформирован, а какой нет, если этих детей  активно натаскивали на решение какого-то типа задач. Так что рецепта нет.

Если не любишь математику сам — лучше не портить ребёнку вкус и не заниматься с ним

Можно поискать красивые ролики на ютубе «как вырезать  ёлочку одним разрезом», «как сделать из бумаги флексагон», «как сделать бумажную комнатку». И попробовать, кто справится быстрее, мама или ребёнок. Собрать по схеме модули, а потом из модулей кубик или  многогранник. Придумать развёртку чего-нибудь. Родителям, кстати, тоже полезно иногда быть не первыми. У них и так много областей, в которых они сильны. Ребёнку неплохо почувствовать, что он в чём-то сильнее родителей. Но если вас математика — это невыносимо  скучно, то не надо транслировать эту скуку ребёнку, пусть с лучше математикой с ним занимается тогда кто-то другой.

Поделиться:
, ,
Подборка красочных книг для начинающих читателей
Часто задаваемые вопросы о Мышематике

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

Меню