Арифметические игры на мышематике – и ментальная арифметика. В чём отличия?

Похожи ли занятия мышематикой и ментальной арифметикой?

В чём-то похожи – все родители, отводя детей на занятия, хотят увидеть, что их дети стали умнее, а ещё хотят убедиться в том, что они – хорошие родители. У мышематики есть ряд особенностей: мы помогаем детям выстроить прочный фундамент для знаний не только по арифметике, но и по геометрии.

Мы любим показывать детям, что математика – это красиво, и что математика – это не только про счёт и про цифры. Нельзя же сводить математику только к арифметике!

Многие дети ходят на модную нынче “ментальную арифметику”, а родители то и дело приходят ко мне спросить, что я думаю об этой системе.

Думаю я вот что: если преподаватель хороший, то он любую систему сделает разумной, добавит игр из разных источников, и дети к нему на занятия будут бежать охотно.

Что же касается самой системы ментальной арифметики, то я не вижу в ней большого смысла.
Счёт на специальных счётах – абакусе – это просто навык, он сам по себе не полезен и не вреден. Никакого особенного развития межполушарных связей, как обещают в рекламе, при этом не происходит. Просто много-много тренировок, заучивания и практики.
“Если ты хороший родитель, ты не пожалеешь денег на обучение ребёнка! А если ты хочешь, чтобы твои дети добились успеха, то ты будешь с ним дома заниматься счётом на абаке!” – хороший работающий рекламный ход.

Есть дети, которым эта система подходит, и они с удовольствием считают на счётах, а потом и в уме. А есть дети, которым это не так наглядно, или они просто не любят что-то делать на скорость – им эта система, скорее всего не подойдёт.
У части детей этот способ быстрого счёта в итоге закрепляется, но не у всех. Многие считают хорошо, пока ходят на курсы, и быстро забывают всё, когда перестают практиковаться.
Для меня важнее то, происходит ли перенос, понимают ли дети, что они считают, и могут ли применять этот навык в жизни. Скажем, я встречала кучу детей, которые могут решить записанный пример 6 + 4, но не могут найти, какие карточки вместе дают 10 зверей, если перед ними разложены карточки от 1 до 9. Некоторые дети понимают, что по сути это та же задача, но не все.

Мы на занятиях мышематики используем массу разных счётных материалов, как раз для того, чтобы сформировать понимание. До определенного момента дети каждый раз всё пересчитывают заново, и 5 яблок для них не равно 5 машинкам. А потом начинают понимать, что и там и сям – 5.
Просто выучить наизусть состав числа – не помогает! Детям важно все новые знания пропустить через тело, попробовать так и эдак, прочувствовать эту универсальность количества.

Вот например:
P8216946
Можно бросить игральный кубик, и сколько точек выпало, столько раз топнуть.
Или хлопнуть в ладоши.

P8237151
Можно разложить детали нумикона (это такой счётный материал с дырочками) по кругу вокруг тарелочек с числами.
А потом можно предложить детям принести 2 разных или даже 3 разных детали – и посчитать все дырочки вместе.
P8237152
Шестилетки могут ещё нарисовать по клеточкам ту фигурку, которую они сложили.

P8237162
Или кидаем игральный кубик: сколько выпало в первый раз – столько рисуем голов.
Бросаем кубик ещё раз – и узнаём, сколько рисовать рук.
А потом бросаем – и узнаём, сколько ног нарисовать.

P8237165
Монстры у всех получаются разные

P8247262
и у всех неизменно симпатичные!

P8237168
Если я знаю, что у меня в группе есть любитель поездов и вагончиков, то игра будет другая: сколько выпало на кубике, столько вагончиков одного цвета надо приклеить.
А потом бросить кубик второй раз, и узнать, сколько вагончиков другого цвета приклеить.

P9259630
Можно поиграть с шестилетками в кафе: каждый выбирает, что он хочет заказать из еды и питья – и считает сумму своего заказа

P9259636
А потом взять счётные кубики – и посчитать

P9259640
Иногда без счётных кубиков посчитать нелегко

P9259651
пятилетки носят карточки от игры “турбосчёт” по домикам-тарелкам,

PA020069
а старшим мы этими же карточками обозначаем цену при игре в магазин

PA020070
-дайте мне вон тот синий самолёт, пожалуйста!

PA020054
Можно предложить наклеить столько листиков на дерево, сколько выпало на игральном кубике.

PA020053
А можно рассыпать бумажные листочки с точками на одной стороне, и с числами на обороте,
и попросить принести 2 листочка разной формы и разного цвета.
Вы думаете, это просто?

PA020062
Как бы не так!
И никакая арифметика не помогает, если ребёнок не умеет сам удержать в голове инструкцию про разный цвет и разную форму листиков.

P8136036
А помимо арифметических игр есть ещё куча разных геометрических заданий – с мозаикой

P8136046
в симметрию, например, можно поиграть

P9259608
Можно рисовать свои схемы к кубикам СЛОЖИ УЗОР

PA020098
и к палочкам тоже можно рисовать схемы, соблюдая масштаб…

P9188672
Можно складывать буквы и картинки из счётных палочек (а потом попросить детей спрятать 1 или 2 палочки за спину – и попросить взрослых угадать, кто сколько палочек спрятал)
Этот фокус детей поражает и восхищает – ну как, как взрослые отгадывают, сколько палочек он убрал?!

P8166387
Можно провести серию экспериментов с лентой Мёбиуса – и это тоже математика, нельзя же сводить математику только к арифметике!
Мы любим показывать детям, что математика – это красиво, и что математика – это не только про счёт и про цифры.

Поделиться:
, , ,
Подготовка к школе. Что главное?
Разминка на занятии

1 комментарий. Оставить новый

  • Софья Михайловская
    17.05.2020 13:30

    Спасибо, статья очень помогла мне в организации материала для подготовки дошкольников. Сконцентрировала мои мысли на главном, помогла увидеть поступенчатость в решении задач, обозначенных в статье. Отдельное спасибо за материал, которым можно воспользоваться. Удач Вам лично и всему коллективу, здоровья.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

Меню