На наших мат игротеках уже сложилась некая традиция, какие-то из станций повторяются из раза в раз, и от повторения ничуть не становятся хуже.
Некоторые станции – с головоломками, например, танграм и пентамино, задачи про переправы – пользуются особенной популярностью.
Или мой любимый гороховый конструктор – идея простая и беспроигрышная, я сама готова из него строить снова и снова, изобретая всё новые штуки. Можно собирать многогранники, а можно строить домики или ракеты, зверей и птиц.
Это мой любимый формат – когда свободное творчество с неким материалом развивает детей само, без дополнительных инструкций и указаний. Если ты замыслил построить кубик, то ты в процессе строительства сам поймёшь, под какими углами надо втыкать зубочистку в горошину. И если ты захочешь построить октаэдр, как у соседа, то тебе придётся внимательно изучить его, понять, какой формы грани и сколько всего рёбер, и под какими углами они сходятся…
Помимо таких станций, на которых очевидна их “математическая составляющая”, мы непременно ставим и станции более игровые и творческие.
И чем больше получается придумать станций с подвижными играми и заданиями, тем лучше.
Дело в том, что многие дети не умеют думать, сидя за столом. Они намного лучше думают на бегу и на скаку. И умение соблюдать правила в подвижных играх зачастую вполне напрямую отражается и на умении понять сложную задачу по математике.
Понятно, что родители бы хотели видеть, что их дети провели на игротеке время с пользой, и чему-то научились. Но если мама говорит ребёнку: “Ну-ка брось конструктор, пойдём решать задачки!”, то эта фраза вряд ли усилит интерес к математике, и почти наверняка вызовет у ребёнка отторжение.
Мне кажется, что лучше дать возможность ребёнку “зависать” на разных станциях, и делать что-то с интересом, а не пытаться оторвать его от игры, которой он увлечён, и отвести его к новым задачкам.
Дети хорошо учатся, когда они сами выбрали себе занятие, и когда они могут не торопиться.
Более того, возможность походить с этажа на этаж, тоже нужна – это помогает переключиться, перезагрузиться. Если есть повод подвигаться, попрыгать, например – ещё лучше. Это помогает детям переключить голову с одной задачи на что-то новенькое.
В этом плане меня очень порадовала станция “ИГРЫ НАШЕГО ДВОРА”, которую вела Ольга Филина.
Там были и классики-десяточка,
и игры со скакалкой,
и прыжки в резиночку…
прыжки в резиночку
классики-десяточка:
Каждый из игроков должен прыгать на двух ногах по клеточкам, с 1 на 2, с 2 на 3 и далее до 10. Переступать и шагать внутри клетки не разрешается. Задача – пропрыгать всё поле, не наступая на границы клеток.
Игра МАК – РОЗА – МИМОЗА
Игра для двух игроков, один прыгает или шагает с закрытыми глазами, другой ему командует.
Задача того, кто шагает – пройти с закрытыми глазами по всем клеткам по порядку, не наступая на черты – и слушать команды.
Для многих детей это сложно – идти, не сбиваясь, и делать шаги одного размера – с закрытыми глазами.
Команда МАК = 1 шаг вперёд. РОЗА = поворот на 90 градусов вправо. МИМОЗА = наступил на черту, меняемся ролями.
Некоторым детям ужасно сложно не подглядывать!
дети не могут долго сидеть за столом и решать задания на листочках
хотя, если родители тоже увлечённо решают задачки, то дети увлекаются сильнее
но всё же после тихого задания надо подвигаться
решил пару головоломок – и убежал.
И это нормально!
игры с большими кубиками тоже хороши для разрядки
ползучка – комната с игрушками для младших