Зачем вы занимаетесь такими простыми вещами?

Зачем вы занимаетесь такими простыми вещами? Когда вы уже начнёте их учить складывать двузначные числа?

Эти два вопроса с постоянной периодичностью задают нам родители.

Наши занятия МЫШЕМАТИКА по сути являются не только занятиями по игровой математике для дошкольников, но и психологической подготовкой к школе. Родителям иногда кажется, что мы предлагаем детям слишком простые задания, слишком наглядные, а надо бы детям уже рассказывать гораздо нечто более сложное. Зачем считать на пальцах и играть со счётными палочками, когда мой Вася (Анечка, Даня) уже умеет писать примеры? Да вы знаете, что им на подготовке к школе задают? Они там уже двузначные числа складывают!

Во-первых, мы хотим показать детям, что математика – это понятно

Некоторые дети успевают ещё до школы привыкнуть к идее, что математика – это искусство телепатии, и надо внимательно посмотреть в лицо учителю, и по его выражению лица понять ответ, или хотя бы угадать, это задача на складывание или на отнимание. А мы хотим, чтобы ребёнок сам понимал, что он считает, почему ответ именно такой, и как ещё можно получить ответ.

Во-вторых, для того, чтобы правильно понять задачу, надо её как минимум всю выслушать и запомнить, и удержать в голове мысль

Этому умению многих детей нужно учить отдельно. Помочь в освоении этого навыка может, к примеру, полоса препятствий, по которой надо идти, ползти, перешагивать препятствия, и если находишь карточку с тремя птичками – три раза поднять руки, а если карточку с четырьмя лягушками – четыре раза подпрыгнуть. Вы уверены, что детям пяти-шести лет легко заполнить такую инструкцию?

В-третьих, детям важно научиться работать над заданием самостоятельно

Даже если взрослому кажется, что задание очень простое, ребёнок – не ваша копия, он знает и умеет меньше. Вам легко, а ему – в самый раз.

две ёлочкиНедавно мы предложили дошкольникам 6-7 лет такое задание: надо нарисовать на своём листочке 2 ёлочки, на каждую ёлочку нарисовать по 10 шариков. Потом мы просили бросить игральный кубик, и зачеркнуть на ёлочке столько игрушек, сколько выпало на кубике. А потом – записать пример 10 – (сколько выпало) = сколько осталось.

Взрослому понятно сразу, что делать, что рисовать, как это записывать. Но шестилетки пока не обладают нашим взрослым опытом. Кто-то нарисовал ёлочки, и занялся украшением их, и что делать дальше забыл. Кто-то нарисовал 9 шариков, кто-то 12. Кто-то забыл, зачем нам бросать кубик.

Если взрослый стоит в этот момент рядом с ребёнком, он легко может начать «помогать», а по сути выполнять за ребёнка самую сложную часть работы. Мы на занятиях в Зуме такое наблюдали не раз. Взрослый подходит посмотреть, как там у ребёнка дела, видит, что человек отвлёкся, прослушал задание, не запомнил последовательность действий – и начинает диктовать: «Теперь рисуй! Теперь бросай кубик! Теперь зачёркивай! Теперь пиши пример!»

Взрослый, очевидно, хотел как лучше. А получилось, что он лишил ребёнка возможности сделать самостоятельно, лишил его шанса научиться спокойно задавать вопрос учителю: «Я нарисовал ёлочку и шарики, но забыл, что делать дальше. Помогите мне, пожалуйста!» Умение заметить, что ты не знаешь, что делать дальше, и умение попросить о помощи или задать вопрос – очень сложное для многих, этому тоже важно научиться!

Ребёнок запутался с шариками на ёлочке, и тут же взрослый ему продиктовал, что рисовать. Ребёнок бросил кубик – и уже не пытается сам вспомнить, что делать дальше, он перекладывает ответственность на своего взрослого, и вопросительно смотрит на него. «Теперь зачёркивай столько!» Ребёнок послушно зачёркивает и снова вопросительно смотрит: «А дальше что?»

Он учится математике в этот момент? Вы уверены, что ребёнку слишком легко?

Взрослый тем временем диктует: «Пиши «10 – 3 = 7»

А этот ребёнок, как мы знаем, считает по порядку до ста, а вот пересчитывает предметы не так уверенно, и если бы взрослый не стал диктовать, то ребёнок бы тыкал пальчиком в каждую оставшуюся игрушку.

Взрослому кажется, что задание с ёлочками было элементарным, а чему за этот урок научился его ребёнок? Писать под диктовку? Запоминать задание? Просить о помощи? Работать самостоятельно?

На следующем занятии мы рисовали ёлочки, на каждой по 15 шариков, и бросали кубик 2 раза. Кто-то пропустил идею, что надо бросить кубик дважды – и бросал кубик только один раз. Кто-то, как выяснилось, так и не понял, как это записывать – и мы показывали и объясняли ещё несколько раз. Дети разные, и сложности у них возникают разные.

Даже если ребёнок действительно умеет складывать двузначные числа, это не единственное, чему ему было бы полезно научиться до школы. Некоторые дети, например, отлично решают примеры, но с трудом воспринимают текстовые задачи, или плохо могут запомнить задание на слух. У кого-то хорошо идёт арифметика, но туго идут пространственные задачи.

Мы учим детей не только решать наши задачки, но и наоборот, придумывать свои задания для нас, как арифметические, так и геометрические.

Иногда со стороны наши задания и вправду выглядят довольно простыми, но мы умеем выбирать задания, которые подходят по уровню сложности для этой группы. Если взрослый отойдёт от ребёнка и не будет диктовать ему, что писать, и что рисовать, то ребёнок сможет сам понять и в итоге узнает намного больше!

Поделиться:
Давай сыграем в математику!
Бесплатный мастер-класс от Жени Кац 7 февраля

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

Меню