Я вчера провела семинар на конференции, за полтора часа, конечно, почти ничего не успела внятного рассказать и показать, но очень надеюсь, что сумела показать какие-то важные для меня принципы работы.
Первое, что кажется мне очень важным:
Математика – не телепатия. В ней надо понять, а не “просто выучить”.
В математике есть стройность, но её надо научиться видеть.
И если сам взрослый математику не любит, боится, и тем более считает её невыносимо скучной, то не стоит браться за занятия с детьми. Во всяком случае, надо ДО занятий с детьми найти в математике те темы, которые радуют лично вас.
Потому что если взрослый считает, что математика – это сложно, непонятно и скучно, то он своё отношение почти наверняка передаст детям.
Математика – это не только примеры, бесконечные примеры с числами, столбики и столбики, и целые страницы скучнейших примеров. Нет, математика – другая!
Откройте великолепную книжку “Математическая составляющая”, откройте сайт “Математические этюды” – вы увидите, сколь многогранна и интересна настоящая математика.
Откройте тетрадку “Математика – это красиво” издательства МИФ, и “удовольствие от Х”, “Алиса в стране математики”, возьмите для вдохновения книгу Звонкина “Малыши и математика”, да масса есть прекраснейших книг про нескучную математику.
Сборники задач про слонёнка Лу, сказки Лёвшина про магистра рассеянных наук и другие, книги Смаллиана.
Математика – это и логика, и геометрия – отнюдь не только арифметика.
В математике есть задачи, у которых много правильных ответов.
Математика – это не каллиграфия, и не столь важный математический навык – красиво писать цифры, а вот умение рассуждать – важно.
Каллиграфия и правила оформления – навык, который вполне доступен детям в 3-4 классе, но который отнимает слишком много сил у первоклашек, которым пока и суть сложна. И мы спасём много нервов, если в самом начале избавим детей хотя бы от части сложностей, связанных с оформлением.
В математику можно играть – и это мой самый, наверное, главный тезис.
про это и моя книжка “Математика вприпрыжку“,
и предыдущая – “Пирог с математикой“
В геометрию можно играть с кубиками, со счётными палочками, с геодосками, с любым конструктором и даже с настольной игрой.
В арифметику можно играть с самыми разными настольными играми:
Турбосчёт
Спящие королевы
Свинка10
Фрукто10
Цветариум
Зевс на каникулах
Код фараона
А можно нарисовать свою самодельную игру-ходилку, и играть с двумя игральными кубиками, двигая фишки на сумму или разность того, что выпало.
Можно использовать задачи прошлых лет с разных олимпиад, а можно взять за основу программу учи.ру (у них, кстати, появился раздел с задачами “со звёздочкой”) или “математика дома”
В общем, главное, наверное, о чём я рассказывала – это что математика – это не скучно, и в ней есть простор для творчества. Но главное – сперва родителям самим увлечься.
Кому-то больше нравятся геометрические задачи, а кто-то обожает задачи про рыцарей и лжецов, или про развёртки…
В математике с детьми много простора для творчества!
И при этом важно понимать, что все люди разные, у кого-то одна игра или задачка идёт на “ура”, а у соседа эта же игра вызывает скуку.