Пальчиковые игры развивают память, внимание, координацию, и поэтому мы собрали коллекцию самых простых таких игр на разные возраста.
В очереди к врачу или на кассу в магазине, в самолёте или в автобусе бывает, что игрушки доставать неудобно, а с ребёнком необходимо поиграть, да так, чтобы не очень беспокоить окружающих. Для таких моментов идеально подходят разные пальчиковые игры. Ведь для того, чтобы поиграть, нужны только руки!
Можно посадить ребёнка напротив – и тогда мама играет, показывает пальчиковую историю, а малыш просто смотрит.
Можно посадить малыша на коленки и играть вместе с ним, мама сцепляет руки в замок – и малыш сцепляет. Мама крутит свой “замок”, и малыш за ней повторяет (или мама помогает ему покрутить замочек).
Некоторые малыши к пальчиковым играм и хороводам привыкают не сразу. Терпеливые мамы успевают показать ребёнку много раз одну игру, и на какой-то раз малыш радостно включается. Но чаще бывает так, что мама один раз пробует поиграть в пальчиковые игры, ребёнок сходу не проявляет энтузиазма, и мама решает, что пальчиковые игры – это вообще не для них.
Не торопитесь, посмотрите вместе с ребёнком разные варианты видео с пальчиковыми играми. Позовите других родственников, чтобы они тоже вместе с вами поиграли. Поиграйте в пальчиковые игры со старшими детьми, чтобы малыш мог это увидеть.
Нейропсихологи и логопеды рекомендуют играть в пальчиковые игры и с малышами полутора-двух лет, и с детьми трёх- четырёх лет, просто с малышами выбирайте более простые движения, а со старшими – более сложные.
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Ай, да комарики,
Вились, вились, (крутим щепотки друг вокруг друга)
В щёчки вцепились! (изображаем, как комарики укусили щёки)
Дарики-дарики,
Ай, да комарики,
Вились, вились,
В ушки вцепились!
Дарики-дарики,
Ай, да комарики,
Вились, вились,
В волосики вцепились!
Кыш-кыш! (отмахиваемся понарошку от комаров)
Прогоним комариков!
Игра про комариков отлично подходит и для малышей, и для старших, потому что в ней много понятных движений и звукоподражания.
Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью, (крутим кулачки друг вокруг друга)
Колотушки колочу, (постукиваем кулачками)
Заколачиваю,
Приколачиваю!
А теперь вьюшки поменьше:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью, (крутим указательными пальцами друг вокруг друга)
Колотушки колочу, (постукиваем указательными пальцами)
Заколачиваю,
Приколачиваю!
Эта игра учит ребёнка чередовать в соответствии с текстом крупные и мелкие движения.
Летели две птички, (тянемся двумя руками в разные стороны)
Одна на север, (тянем левую руку)
Другая на юг. (тянем правую руку)
Ой, забыли поздороваться.
Здравствуй, крылышко! (левая рука гладит правую)
Здравствуй, крылышко! (правая рука гладит левую)
Здравствуй, пёрышко! (указательный палец правой руки гладит палец левой руки)
Здравствуй, пёрышко! (указательный палец левой руки гладит палец правой руки)
Здравствуй, клювик! (гладим большие пальцы)
Тут пришёл дворник
С большой метлой, (“подметаем” коленки ладошками)
Сказал: “А ну-ка кыш!” (грозим пальчиком)
И птички испугались,
Птички полетели, (тянемся двумя руками в стороны)
Одна на север, (тянем левую руку)
Другая на юг. (тянем правую руку)
Вот домик-теремок. (складываем руки как крышу над головой)
Вот в домике дверь. (одна рука согнута в локте, открываем-закрываем)
А на двери – замок. (зажимаем на одной руке кулачок)
Ключик маленький возьми, (на другой руке выставляем указательный палец-ключик)
Замочек чик-чик, (вставляем-палец-ключик в кулачок и поворачиваем)
И отопри! (раскрываем кулачок)
Ладушки-ладушки, (хлопаем в ладошки)
Кулачки-кулачки! (стучим кулачками перед собой)
Ладушки-ладушки, (хлопаем в ладошки)
Кулачки-кулачки! (стучим кулачками перед собой)
Спрятались ручки! (прячем обе руки за спину)
Где они?
Ищи!
Вот они, нашлись! (вытаскиваем обе руки)
Тихий-тихий-тихий дождик, (постукиваем кончиками пальцев по столу или по коленкам)
Дождик-дождик, кап-кап-кап.
Сильней, сильней, сильнее дождик. (постукиваем ладошками по столу или по коленкам)
Дождик-дождик, кап-кап-кап.
Сильный-сильный ливень! (сильно стучим ладонями по столу или по коленкам)
Гром! (хлопаем в ладоши)
В небе молния блестит! (поднимаем обе руки вверх)
Кукушка кукует ку-ку, ку-ку (раскрываем “клювик” из указательного и большого пальца)
Голуби воркуют гурру-гурру (скрещиваем руки перед собой)
Гуси говорят га-га-га (рука от локтя – голова гуся, киваем всей щепоткой)
Уточки кричат кря-кря-кря (покачиваем ладошкой)
Цыплята пищат пи-пи-пи, (пальчик-клювик клюёт другую ладошку)
А петушок кричик ку-ка-ре-ку! (поднимаем обе руки над головой)
Ребёнок складывает руки в «замок», а взрослый говорит текст потешки, сопровождая его соответствующими движениями:
На двери висит замок (руки в замке).
Кто его открыть бы мог? (тянем пальчики, не разжимая)
Потянули (тянем),
покрутили (вращаем),
постучали (стучим основанием ладоней, не разжимая пальцев) и открыли!

Мы капусту рубим-рубим (раскрытые ладони резко движутся вверх-вниз),
мы капусту режем-режем (вперёд-назад),
мы капусту солим-солим (пальцы щепоткой «сыпят соль»),
мы капусту жмём-жмём (сжимаем ладони)!
Ам! Как вкусно! (ребёнок кормит маму капусткой)
Ладушки-ладушки, пекла бабка оладушки
Маслом поливала,
Деточкам давала.
Ване два,
Ане два,
Маше два,
Саше два.
Хороши оладушки,
Да у нашей бабушки!
Как под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны,
Кар-кар-кар.
Из-за корочки подрались,
Во всё горло разорались,
Кар-кар-кар.
Тут собаки прибежали,
Всех ворон пораспугали,
Собаки залаяли
Гав-гав-гав.
Вороны испугались:
Кар-кар-кар.
(разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик – дедушка (поглаживаем кончик большого пальца)
Этот пальчик – бабушка (поглаживаем кончик указательного пальца)
Этот пальчик – папочка (поглаживаем кончик среднего пальца)
Этот пальчик – мамочка (поглаживаем кончикбезымянного пальца)
Этот пальчик – я (поглаживаем кончик мизинца)
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)
Пальчиковые игры развивают чувство ритма, и помогают ребёнку научиться делать нужное движение в соответствии с текстом потешки. Логопеды считают, что пальчиковые игры очень полезны для развития речи и развития межполушарных связей. Но самое главное, эти игры помогают маме и ребёнку поиграть вместе, почувствовать общий ритм, и вместе порадоваться.
