Каникулы заканчиваются, дети ещё отдыхают и расслабляются, а родители уже вздыхают: “Скоро начнётся!”

Потому что редко, кому удаётся влиться в учебный процесс сразу и безболезненно. Вместо подъёмов без будильника – чёткое расписание. Вместо дней, заполненных только тебе интересными делами – уроки, обязанности, домашние задания…

Да вспомните хотя бы себя в первые дни после отпуска! Кажется, море ещё шепчет, солнце ещё зовёт…

Поэтому мы предлагаем за оставшиеся до школы 14 дней 14 шагов для подготовки детей к школьному периоду. Наши советы будут полезны и будущим первоклассникам, и более старшим детям.

Вводите эти шаги постепенно. Наша цель – сделать ребёнка более самостоятельным, собранным, внимательным. И тогда он сможет уделить внимание не поискам портфеля или потерянной сменке, а словам учителя на уроке. И ему будет гораздо проще.

Итак:

  1. Восстанавливаем режим: заводите ребёнку будильник. Поставьте его для начала на час позже времени подъёма в школу. Так ему будет гораздо проще привыкнуть к режиму к 1 сентября.
  2. Включаем самостоятельность: переставайте собирать ребёнка на прогулку или ко сну. Вместо этого можно задавать наводящие вопросы: Что нужно сделать перед выходом? (сходить в туалет, попить воды, захватить рюкзак) Что нужно надеть? Эта одежда сейчас по погоде? Если что-то сделано не так, как вам кажется правильным, задайте уточняющий вопрос: “Ты уверен, что без брюк, но в куртке тебе будет тепло?” Если что-то было упущено, спросите: “А что ещё нужно сделать?”
  3. Контролируем сборы в школу: предложите школьнику самому составить список необходимых канцтоваров. Пусть ребёнок проверит, достаточно ли у него ручек, карандашей, тетрадей и сам напишет список покупок в магазин.
  4. Поддерживаем позитивную мотивацию: находим, за что можно похвалить ребёнка перед сном каждый вечер. Можно спросить: “Что ты сегодня сделал особенно хорошо?” И подтвердить: “Да, это у тебя получилось здорово! Гораздо лучше, чем раньше!”. Сравните новое достижение именно с прошлыми успехами самого ребёнка. Так он почувствует свой внутренний рост, поймёт, что у него получается развивать какой-то навык.
  5. Начинаем вспоминать основные навыки школы: раз в день по полчаса немного читаем, немного решаем интересные задачи по математике, немного пишем, штрихуем – даём руке нагрузку и вспоминаем, как правильно держать ручку и карандаш. Обсудите количество занятий заранее, чтобы оно не казалось неподъёмным.
  6. Отрабатываем навыки самообслуживания: напоминаем ребёнку убрать за собой со стола. Следим, чтобы комната перед сном была прибрана. Ждём, пока дети сами оденутся на прогулку. Чем лучше ребёнок сможет сам обслуживать себя, тем проще ему будет в школе.
  7. Включаем тайминг: спрашиваем, сколько времени ребёнок собирается заниматься каким-то делом, обращаем его внимание на время, просим следить за часами самостоятельно. Многих детей увлекает составление расписания дня и отметки сделанного, пусть это даже “10.00 – 11.00 – играть в Лего, 11.00 – 12.00 – смотреть мультики”. 
  8. Тренируем осознанность: просим за ужином пересказать события дня. Восстановление последовательности событий в памяти очень хорошо тренирует системность сознания. На шумной перемене этот навык поможет школьнику вспомнить, в какой кабинет сказала идти учительница после обеда.
  9. Улучшаем восприятие эмоций: на прогулке берём любую знакомую сказку или рассказ и проговариваем, что чувствовал каждый герой в процессе, какие эмоции испытывал. Например, когда мама Красной шапочки узнала, что бабушка больна, что она почувствовала? Что подумала? Что решила предпринять? Такой тренинг поможет ребёнку лучше понимать реакции окружающих.
  10. Тренируем память: запоминание цепочки слов, игры типа “посмотри, отвернись, повернись и скажи, что изменилось”, “посмотри, отвернись, ответь на вопрос” и т.д. В эти игры здорово играть и по дороге куда-то, и пока вы занимаетесь домашними делами. Чередуйте ходы! Вашу память тоже неплохо встряхнуть.
  11. Восстанавливаем мелкую моторику: мелкая моторика напрямую связана с развитием речи и когнитивных функций мозга. Поэтому для развития подойдёт любое занятие, требующее ловкости пальцев. Можно учиться вязать крючком или плести макраме. Вышивать крестиком или вязать морские узлы. Плести браслеты из резиночек или из тонкой проволоки. А плоды трудов можно будет подарить одноклассникам при встрече!
  12. Тренируем восприятие информации на слух: заменяем видео-контент аудио-книгами и сказками. Кстати, их здорово совмещать с рукоделием или штриховками, раскрасками. 
  13. Организуем рабочее место: постепенно приучаем ребёнка к порядку на рабочем столе. Здорово будет продумать места для ручек и карандашей, тетрадей и учебников. Тогда в школьное время не потребуется отвлекаться на поиски.
  14. Вспоминаем технику безопасности: что делать в чрезвычайных ситуациях? К кому обратиться? Повторяем телефоны родителей, домашний адрес. Ещё раз проговариваем правила о личных границах. Такой разговор может встревожить ребёнка, поэтому можно повторить эту важную информацию в игре: “Давай, кто вперёд папин телефон запомнит? А кто вперёд – я твой или ты мой? А адрес наш помнишь?”

Есть и пособия, которые помогут вспомнить школьные навыки и улучшить внимательность и собранность:

Также про психологическую и игровую подготовку  будущих первоклассников можно прочитать в статьях у нас на сайте, например “Последнее лето перед школой” или “Готовность к школе”

А главное в подготовке к школе – сохранять спокойствие. Ведь дети ориентируются на эмоциональный настрой родителей. 

Хорошего вам окончания лета и начала осени! 

Ваша Мышематика.

Поделиться:
,
Серия тетрадей для малышей от Жени Кац
Новые тетради для малышей от Жени Кац

2 комментария. Оставить новый

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *

Меню